Гном и Чебурашка, Star и Апельсин: отечественные легковые машины, о которых никто не знал

3739 1 0
В этой статье мы продолжаем рассказ об единственных в мире, уникальных никому не известных и давно забытых опытных отечественных легковых автомобилях, которые с конца 1960-х и до начала XXI века в единичных образцах собирали в конструкторских бюро крупных автозаводов и научного автомоторного института.
 

Московские «Звезды» марки «Москвич»

Самым плодотворным этапом развития Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА) считаются 1960-е годы, когда молодые конструкторы и дизайнеры начинали активно работать над новыми и постоянно обновлявшимися семействами легковых машин «Москвич», которые пользовались огромным спросом в СССР и впервые поступили на экспорт.

Весной 1967 года для расширения перспективного модельного ряда МЗМА (с 1968-го — АЗЛК — Автозавод имени Ленинского комсомола) началось внедрение программы создания будущих серийных легковушек с разными агрегатами и передовым дизайном. А поначалу их опытные версии собирали в одном–двух экземплярах, составивших небольшое семейство со странной заводской маркировкой «3-5-0». Две первые цифры означали плановое время их выпуска — 1973–1975 годы, третья указывала на порядковый номер очередной модели.

image003
Первый автомобиль марки Star. На заднем плане — инженер-испытатель АЗЛК Ольга Кочнева. Ноябрь 1969 года.

Первым дееспособным автомобилем в этом семействе был 96-сильный седан АЗЛК «Москвич 3-5-2», собранный и испытанный в конце 1969 года. В целях конспирации на его передней решетке красовалась эмблема с надписью Star («Звезда»), которая неизменно привлекала внимание автомобилистов, никогда не видавших заграничных авто и совместно решавших важный вопрос: «Что же это за машина?» Теперь секрет можно открыть: это был экспериментальный чуть увеличенный вариант «Москвича-408» с 1,7-литровым мотором и прямоугольными фарами. Вторым стал грузопассажирский универсал 3-5-3, тоже носивший марку Star. В 1971-м к ним добавился третий Star — 81-сильный седан 3-5-4 с крупными окнами в передней решетке.

1 / 3
Законспирированный седан Star или «Москвич 3-5-2». Зима 1970 года
2 / 3
Засекреченный универсал марки Star или АЗЛК «Москвич 3-5-3». 1970 год
3 / 3
Третий рестайлинговый член семейства Star — «Москвич 3-5-4». 1971 год

Через год появилась привлекательная серебристая машина 3-5-5 с более просторным салоном и модным дизайном с гнутыми боковыми стёклами. На ней планировали устанавливать разные двигатели, новую коробку передач и заднюю рычажно-пружинную подвеску. В 1975-м, к славной дате 7 ноября, родился последний автомобиль семейства «3-5-0» — прототип 3-5-6 с  обновленными формами кузова, 1,8-литровым двигателем в 103 силы, автоматической трансмиссией и переделанным интерьером. Этот так называемый «Большой Москвич» с заранее устаревшим дизайном так и не смог втиснуться в гамму между легковушками ВАЗ и ГАЗ.

image011
«Москвич 3-5-5» — первые следы модного дизайна на АЗЛК. 1972 год

 

image013
АЗЛК «Москвич 3-5-6» — неяркий дизайн и американские агрегаты. 1975 год

В феврале 1975-го на АЗЛК построили еще один опытный ядовито-зелёный авангардный образец «Москвич С-1» или «Меридиан-1700TS» с двухобъёмным кузовом, напоминавший модный и эффектный шведский автомобиль SAAB-99. Его оборудовали новым 1,7-литровым мотором, передней независимой подвеской McPherson и задней от BMW. Броская внешность и новизна конструкции сильно напугали тех, кто отвечал за будущее советского автопрома.

image015
Самый совершенный и привлекательный образец «Москвич С-1». 1975 год

Через год развитием модели С-1 стал макетный образец С-3 с упрощенным кузовом, предназначенный для замены «Москвича-412». Его оборудовали опытным двухлитровым двигателем, пятиступенчатой коробкой передач и независимыми подвесками всех колёс. Новая и дорогая машина также осталась без внимания.

image017
Неудавшийся голубой «Москвич С-3» с западным акцентом. 1976 год

 

image019
Испытания 110-сильного пятидверного «Москвича С-3» на улицах Москвы

ВАЗ — символ свободного творчества

Еще в процессе строительства и технологического оснащения на Волжском автозаводе (ВАЗ) началась самостоятельная разработка прототипов будущих скромных и недорогих микролитражных машин с передним приводом, о которых тогда никто не знал. Осенью 1971 года появилась первая компактная двухдверная модель ВАЗ-Э1101 «Чебурашка», послужившая прообразом будущего массового советского микрокара «Ока». Ее оснастили двухцилиндровым мотором в 50 л.с. поперечного расположения, сдвоенными карданными шарнирами и передней подвеской McPherson. За ней последовал вариант ВАЗ-2Э1101 с упрощенным кузовом и увеличенной до 55 сил мощностью. Третью машину ВАЗ-3Э1101 «Ладога» приземленной внешности передали на Запорожский автозавод, где она послужила прообразом автомобиля ЗАЗ-1102 «Таврия».

1 / 3
Типичная «Чебурашка» — 900-кубовая микролитражка ВАЗ-Э1101. 1971 год
2 / 3
Вторая аскетичная переднеприводная модель ВАЗ-2Э1101. 1973 год
3 / 3
Машина ВАЗ-3Э1101 «Ладога» с берегов Волги — прототип украинской «Таврии». 1976 год

На июньской выставке «Автосалон-92» в Москве Волжский автозавод показал новый переднеприводный автомобиль ВАЗ-1151 «Гном» длиной всего 2,5 метра, созданный на укороченной базе серийной «Оки» с двигателями мощностью 28–30 л.с. и четырехступенчатой коробкой передач. Его снаряжённая масса составляла 490 кг, максимальная скорость — 120 км/ч. Первоначально планировалось довести ежегодный выпуск «Гномов» до 10 тысяч единиц, но в те трудные времена было просто не до него.

image027
Сверхкомпактный микрокар ВАЗ-1151 «Гном» — жертва перестройки. 1992 год

На том же салоне завод представлял макетный образец ВАЗ-1121 «Ока-1» для перспективной замены микрокаров «Ока», но внимания к себе он не привлек. В 1998 году был продемонстрирован его пробный наследник ВАЗ-1121 «Ока-2», и только в 2003-м появился пробный вариант второй «Оки». Помимо двухцилиндровых моторов на нем планировали устанавливать четырехцилиндровый двигатель и пятиступенчатую трансмиссию от ВАЗ-2108. Из-за нехватки производственных мощностей и финансовых средств этот проект был заморожен.

image029
Никем незамеченный макетный микроавтомобиль ВАЗ-1121 «Ока-1». 1992 год

 

image031
Красивый, но недооцененный финансистами автомобиль ВАЗ-1121 «Ока-2». 2003 год

С конца 1980-х Волжский автозавод массово выпускал популярные переднеприводные микролитражки «Ока», рассказ о которых выходят за рамки этой статьи. Ситуация изменилась только с появлением в 2004 году ограниченной серии машин для женщин-водителей. Это были 33-сильные миникары ВАЗ-11113Л «Ока-Леди», со временем превратившиеся в раритеты. Их отличительными признаками были редкие цвета окраски кузова, двухцветная обивка салона с панелью приборов от «Лады-110», лёгкий багажник на крыше и литые колесные диски.

image033 image035

Микромобиль ВАЗ-11113Л «Ока-Леди» для женщин-водителей. 2004 год 

Первым результатом соглашения между Волжским автозаводом и известной немецкой компанией стал седан ВАЗ-2103-Porsche, у которого внешнее хромирование просто заменили на пластиковое. Кроме того, фирма Porsche модернизировала «Москвич-412» и подвеску для ВАЗ-2108, заменяла детали интерьера, устанавливала новые бамперы и рули, повышала антикоррозионную стойкость и шумоизоляцию кузовов.

image037
Рестайлинговый ВАЗ-2103: это всё, на что была способна фирма Porsche в СССР в 1976 году

Редкостью Московского автосалона 1997 года стал обычный с виду седан ВАЗ-2115-91 «Ротор», на котором место обычного мотора занимал компактный роторно-поршневый двигатель ВАЗ-415, который при рабочем объёме 1,3 литра выдавал мощность 140 л.с. Максимальная скорость автомобиля достигала 190 км/час, но и расход топлива оказался рекордным — 12,5 литров на 100 километров.

image039
Уникальная машина ВАЗ-2115-91 с роторно-поршневым силовым агрегатом. 1997 год

Таинственные раритеты за стенами НАМИ

В самые трудные времена конца 1980-х и начала 1990-х в Научном автомоторном институте (НАТИ) вовсю кипела работа: для науки там неспешно выращивали единичные образцы нереальных машин, которых стали настойчиво вытеснять выгодные сторонние заказчики.

В 1987-м под руководством Б. М. Фиттермана в дизайн-студии № 1 был построен уже известный читателям аэродинамичный макетный образец автомобиля НАМИ-0284 «Дебют-2», оснащенный обтекаемым каркасно-панельным кузовом с навесными пластиковыми панелями, турбированным движком от «Оки» и пневматической подвеской всех колес с изменяемым клиренсом.

image041
Макетная машина НАМИ-0284 «Дебют-2» с пневматической подвеской. 1987 год.

В то же время в студии № 2 коллектив института под руководством А. К. Пономарева трудился над укороченной городской машиной НАМИ-0288 «Компакт». Главным направлением их работы стал девиз «Максимум полезной вместимости при минимальных габаритах». Особенностями «Компакта» являлись модернизированный мелитопольский движок, работавший на бензине и водороде, шарнирно-сочлененный подрамник, заменивший переднюю часть несущего каркаса, передняя пневматическая подвеска, задняя на упругих пневматиках, поворотные передние и сдвижные задние сиденья.

1 / 3
Неизвестный москвичам опытный городской автомобиль НАМИ-0288 «Компакт». 1988 год
2 / 3
Компактный и вместительный минивэн «Компакт» с двухтопливным мотором
3 / 3
Передняя часть салона автомобиля НАМИ-0288 с поворотными сиденьями

Развитием предыдущей модели стал опытный образец грузопассажирского миникара «Компакт-2 Компи» с измененным передком, удлиненной колесной базой и съёмной задней частью кузова, который можно было легко превратить в грузовой отсек.

image049 image051

Миниатюрный «Компакт-2 Компи» в грузопассажирском и грузовом исполнениях. 1991 год 

К последним автомобилям, родившимся с советское время, относилась полусамодельная полноприводная спортивно-гоночная машина НАМИ-0290 «Апельсин», созданная энтузиастами НАМИ без применения импортных деталей. На ней использовался кузов от «Таврии», у которого предварительно были отрезаны обе крайние секции и в трубчатом пространстве между ними установлен 1,6-литровый мотор с турбонаддувом мощностью 180 л.с. 

image053
Результат творчества молодых — полноприводная машина НАМИ-0290 «Апельсин». 1989 год

 

image055
Второй не менее «крутой» спортивный автомобиль НАМИ-0300 «Апельсин-2». 1990 год

Накануне развала СССР появился упрощенный вариант НАМИ-0300 «Апельсин-2» с 2,3-литровым 180-сильным агрегатом от «Волги» ГАЗ-3110 и блокирующимися дифференциалами. Его скорость достигала 210 км/ч. Обеим машинам удалось поучаствовать лишь в нескольких региональных гонках.

В 1990-е в легковом направлении выделялся двухместный спортивный кабриолет «Ода», собранный усилиями инженеров НАМИ и итальянской фирмы высоких технологий Engines Engineering. Он базировался на ходовой части 80-сильного седана ВАЗ-2106 с подвеской от ВАЗ-2101, лобовым стеклом от ВАЗ-2108 и т.д. Машина весила 850 кг и достигала 170 км/ч. На показе в Италии ее приняли хорошо, но финансировать выпуск в России было некому.

image057
Эффектный российско-итальянский кабриолет «Ода» с агрегатами от ВАЗа. 1994 год

Вторым важным событием стало создание по заказу фирмы «Ком-дизайн» двухместного кабриолета Ретро Cabrio, выполненного в популярном стиле ретро. Его собрали в НАМИ на платформе ВАЗ-2106 с новым двухместным стеклопластиковым кузовом со съёмным верхом.

image059
В этом родстере трудно узнать руку дизайнеров НАМИ и ВАЗовские агрегаты. 1992 год

Престижные наследники НАМИ

В середине 1990-х возникшая при НАМИ дизайнерская фирма «Престиж-НАМИ» представила несколько оригинальных автомобилей с необычными и достаточно спорными, но всегда привлекательными и смелыми формами. Механическую часть для них разработали в НАМИ и собирали на институтском заводе опытных конструкций. Наиболее удачными считались смелые тюнинговые исполнения новой «Волги»: машина высшего класса «Престиж» с передней облицовкой в виде маковок московских церквей, а также удлиненные версии — автомобиль сопровождения «Кортеж» и лимузин «Люкс» с двумя креслами и двумя откидными диванами.

1 / 3
Роскошный седан «Престиж» с баром и холодильником на шасси ГАЗ-3110 «Волга». 1995 год
2 / 3
Автомобиль сопровождения «Кортеж» на удлиненном на один метр шасси «Волги» ГАЗ-3102. 1997 год
3 / 3
Машина «Кортеж» с просторным салоном для перевозки и охранения особо важных персон

В 1990-е самым впечатляющим достижением наших дизайнеров считалась массивная ретромашина «Былина» на агрегатах 75-сильной «Нивы». Поначалу ее планировали оснастить двумя моторами общей мощностью 280 л.с., но их бы не выдержали даже мосты с брянского фургона. В узкий и тесный кузов «Нивы» с «раздутыми» стеклопластиковыми крыльями и шестифарным передком удалось втиснуть барную стойку со стереосистемой. Автомобиль развивал скорость 140 км/ч и без нагрузки весил две тонны.

image067
Результат свободного творчества российских дизайнеров — весьма странное сооружение «Былина». 1997 год

 

image069
При установке 280-сильного мотора четырехместная «Былина» с кузовом от «Нивы» могла бы весить четыре тонны

Ничего подобного в те годы не существовало не только в российском, но и в мировом дизайне.

На заглавной фотографии — Массивный суперавтомобиль «Былина», вобравший в себя сразу несколько стилей разных эпох.

Продолжение следует

Поделиться: 0 0

Добавить комментарий

Извините, для комментирования необходимо войти.

Были и достойные разработки, но вот эта "былина" просто редкостно уё*ищное говно...

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Эксперт выбирает авто
Искать и не сдаваться: покупаем Volkswagen Jetta VI за 500 тысяч

У Джетты в России сложная судьба: мало того, что в классе С ее уничтожают Фокусы и Церато, так еще и родной концерн наплодил конкурентов – например, Шкода Октавия при той же стоимости продается значительно бодрее. Самое…

128 0 0
Статьи / Технологии
На фоне нового Nissan Qashqai: Murano будет жить, Juke уходит навсегда, неясности по СПИКу

На запуске производства обновлённого Nissan Qashqai, приехавшего в Россию с большим опозданием, мы поговорили с ключевыми менеджерами Nissan в России. Игорь Бойцов, генеральный директор завода «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус»,…

481 0 0
Статьи / Практика
Как работает сцепление, каковы его типичные неисправности, и как их избежать

Важным элементом механической трансмиссии является сцепление, которое позволяет плавно передавать момент от маховика двигателя на первичный вал коробки передач. Кроме того, сцепление является своеобразным демпфером,…

2623 2 10
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mitsubishi Outlander l с пробегом: автоматы для пенсионеров и моторы для стритрейсеров

Было время, когда за эту машину с довольно аскетичным салоном и небогатой комплектации просили достаточно много денег. Правда, тогда она была новой. Сейчас просят намного меньше. Стоит ли покупка своих денег? Всё-таки…

2321 2 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mitsubishi Outlander l с пробегом: кузов разваливается молча, а салон – со скрипами

Первый Outlander должен был стать хитом: это и кроссовер, и дальний родственник Lancer Evolution, и просто один из первых. Но что-то пошло не так, и потенциально очень удачный автомобиль так и не стал самым популярным…

3829 3 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volkswagen Jetta V с пробегом: есть и хороший мотор, и почти хорошая коробка

Jetta пятого поколения на нашем рынке не слишком популярна, хотя многие другие автомобили на платформе PQ35 — например, Skoda Octavia А5 — можно смело назвать бестселлерами. Почему так получилось? Может, помешала не…

5957 2 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Два по 0,75: тест-драйв полноприводной Оки с моторами спереди и сзади

Я ехал по М11 в Тверь из Питера в снегопад и практически ночью. Поводов для всяких мыслей было много, но в голове крутился только один вопрос: зачем? Зачем надо было строить такую Оку? В Твери этот вопрос, можно сказать,…

46125 13 5
Тест-драйвы / Одиночные
Вариатировать и околпачить перед смертью: первый тест-драйв Renault Logan Stepway

Ещё в 2015 году в Renault планировали снабдить Logan версией Stepway, однако из-за грядущего рестайлинга от этой идеи отказались: седан с увеличенным просветом и пластиковым обвесом по нижнему периметру кузова…

42531 38 4
Тест-драйвы / Одиночные
Хороший автобус уехал без нас: тест-драйв ПАЗ-672М

Говорят, если много грешить в этой жизни, то в аду можно попасть за руль этого автобуса и возить в нём другие (менее грешные) души от котла к котлу. И каждые сто метров обязательно будет остановка, где придётся открывать…

32332 17 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

32768 5 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

19840 1 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

16783 43 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

37332 0 4
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

52339 2 8
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

15043 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

63935 24 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

50113 0 1
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

48989 5 8
Внимание

Изображение
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?